Za мир
Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Ответственным за оказание услуг, родителям (законным представителям) из числа инвалидов и иных МГН, назначена Мышьякова Ирина Таировна телефон: 7 (812) 297-15-88 или форма обратной связи.

Сведения об образовательной организации

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда группы № 12 для детей с тяжелыми нарушениями речи

Коррекционная программа

Группы №12. ГБДОУ д/с 123 Выборгского района Санкт-Петербурга

Учитель - логопед ГБДОУ д/с 123 Поммер Т.А.

Копия программы:

Пояснительная записка

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с адаптированной образовательной программой
дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми
нарушениями речи и фонетико-фонематическим нарушением речи) ГБДОУ детского сада № 123
комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга.
При разработке программы учитывались особенности детей с тяжёлыми нарушениями речи II, III
уровня речевого развития и с фонетико-фонематическими нарушениями речи.
Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности,
сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов
речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и
сохранном интеллекте. Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников
может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными
проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети с
общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития
сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.
II уровень речевого развития определяется как начатки общеупотребительной речи. В
самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги или их лепетные варианты.
Недостаточность практического усвоения морфологической системы языка значительно
ограничивает речевые возможности детей, приводя к грубым ошибкам в понимании и
употреблении приставочных глаголов, относительных и притяжательных прилагательных,
существительных со значением действующего лица. Наблюдаются существенные затруднения в
усвоении обобщающих понятий, системы антонимов и синонимов. Сохраняется многозначное
употребление слов, разнообразные семантические замены. Ограниченность словарного запаса
проявляется и в незнании многих слов, обозначающих части тела, части предмета, посуду,
транспорт и т.д. Заметны трудности в понимании и использовании в речи слов, обозначающих
признаки предметов, форму, цвет, материал. Связная речь характеризуется недостаточной
передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению
событий, действий или предметов. Звуковая сторона речи в полном объёме не сформирована и
значительно отстаёт от возрастной нормы.
III уровень речевого развития характеризуется использованием простых распространённых и
некоторых видов сложных предложений, структура которых нарушена. Существенные
затруднения отмечаются в употреблении некоторых простых и большинства сложных предлогов,
согласование существительных с прилагательными и числительными в косвенных падежах.
Формирование грамматического строя языка носит незавершённый характер и характеризуется
наличием выраженных нарушений согласования и управления. Недостаточная сформированность
словообразовательной деятельности, стойкие и грубые нарушения наблюдаются при попытках
образовать слова, выходящие за рамки повседневной речевой деятельности. Для детей с III
уровнем речевого развития характерны трудности переноса словообразовательных навыков на
новый речевой материал. В связной речи наблюдаются нарушения связности и
последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии,
фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте,
бедность и однообразие использования языковых средств. Трудности в воспроизведении слов
различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Неточность артикуляции звуков,
неточность их дифференцировки на слух. В речи детей III уровня встречается большое количество
лексических ошибок.



Цель программы: коррекция речевого развития детей с ТНР, их позитивной социализации,
личностного развития, развития инициативы и творческих способностей.
Задачи:
- коррекция нарушения речи;
- формирование и развитие связной речи;
- развитие грамматических форм слова и словообразовательных моделей;
- развитие психических функций;
- развитие сенсомоторных функций;
- развитие общих речевых навыков;
- развитие фонематических функций;
- коррекция нарушений дыхательной и голосовой функций;
- овладение правильным звуко-слоговым оформлением речи;
- формирование мотивации к школьному обучению;
- дальнейшее формирование представлений о разнообразии окружающего их мира людей и
рукотворных материалов
- развитие познавательной активности;
- формирование осознанного понимания необходимости здорового образа жизни.
Целевые ориентиры освоения программы детьми среднего дошкольного возраста с ОВЗ:
- проявление мотивации к занятиям, попытки планировать деятельность для достижения цели;

-понимание и употребление слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств; - использование слов в соответствии с коммуникативной ситуацией; - различение словообразовательных моделей и грамматических форм слов в импрессивной речи; - использование в речи простейших видов сложносочинённых предложений с сочинительными союзами; - пересказ (с помощью взрослого) небольшой сказки, рассказа; - составление описательного рассказа по вопросам (с помощью взрослого); - различение на слух ненарушенных и нарушенных в произношении звуков; - владение простыми формами фонематического анализа; - владение понятиями «слог», «слово»; - умение составлять графические схемы слогов, слов; - правильное произношение звуков (в соответствии с онтогенезом); - воспроизведение слов различной слоговой структуры; - использование различных видов интонационных конструкций.